Арт-терапия в работе с детьми: «Волшебные» законы творчества

Пройдите опрос и узнайте, чем Вам может помочь арт-терапия




Если Вы ответили "Да" хотя бы на один вопрос, то Вам точно подходит арт-терапия

Какие «законы» могут быть на занятиях арт-терапией с детьми? Ведь именно отсутствием всяких правил и требований к рисунку, фигуре, композиции отличается арт-терапевтическое занятие от уроков изобразительного мастерства в детском садике или школе.

Одна из главных задач арт-терапевтических занятий с ребенком – возможность реализовать себя вне социальных рамок и давления, шанс вернуться через творческий процесс к себе настоящему, услышать себя и почувствовать. Главным экспертом своей работы является сам ребенок, никто не может оценивать его произведение с точки зрения «правильности» использования тех или иных законов изобразительного искусства. Любая работа принимается с равной долей уважения и бережности, любое виденье нуждается в поддержке и принятии. И в этом смысле, действительно, в арт-терапевтическом процессе для ребенка не может существовать строгих требований и правил.

Но некоторые «законы» мы все-таки вводим на наших группах и занятиях. Нашей «Творческой Лаборатории » (системе арт-терапевтических занятий с детьми и подростками) уже больше 10 лет, она меняла форматы, от открытой арт-студии до цикла занятий и летних творческих лагерей, и везде мы могли убедиться, что они не только не мешают, но и помогают ребенку преодолеть стеснение и напряженность и начать получать удовольствие от процесса.

Один из важных «законов» звучит так – «На своем листе бумаги Ты – Самый Главный». Он помогает ребенку понять, что на этой встрече никто не будет ограничивать его или давать конкретное, «неродное» ему задание. Страх «белого листа» знаком не только детям, но и взрослым. Как часто многим из нас хочется нарисовать или слепить что-либо, но страх сделать неидеально останавливает… Мир взрослых заточен под результаты наших действий, и автоматически близких к идеальным результатов мы начинаем требовать от Ребенка.

 При этом, если внимательно понаблюдать за тем, как творят дети, когда их никто и ничто не ограничивает, можно в очередной раз убедиться, что для них сам процесс важнее итогового результата. Экспериментируя, смешивая материалы и краски, вводя новых персонажей, Ребенок проживает уникальный и необходимый ему именно сейчас опыт. В раннем детском возрасте и до 7 лет рисование носит скорее не изобразительную, а знаковую функцию, являясь не способом сделать застывшее изображение, а самой Речью. Напоминание ведущего о том, что никто не будет указывать, как правильно рисовать, лепить, комбинировать, возвращают детям радость Первооткрывателей и активируют тот творческий потенциал, который есть в каждом ребенке.

 «Я не знаю, как нужно. Но ты по своей работе – Самый Главный. Как ты нарисуешь – так и будет правильно».

Следующий «волшебный закон» был сформулирован группой на одном из подростковых тренингов. Звучал он так: «Каждый выбирает сам, быть ему Создателем или Разрушителем».

Одно из «открытий» этой удивительной группы подростков было в том, что, несмотря на огромное количество различных психологических и околонаучных классификаций разных типов человеческой личности, всех людей можно условно разделить на 2 группы – «Создатели» и «Разрушители».

 «Создатели» — это те, кто на протяжении своей жизни производят что-либо, от чьей деятельности (творчества, строительства, приготовления еды, создания проектов), говоря словами психолога Николая Козлова, «добро в мире увеличивается».

«Разрушители» – те, кто не производят ничего сами и легко разрушают то, что сделано другими. «Разрушители» не всегда действуют так исключительно из злых побуждений (например, вспомним частые случаи подросткового вандализма во дворах и на детских площадках). Скорее, не имея собственного опыта «зарождения» и «вынашивания» творческой идеи, они не видят ничего ценного и в чужих изделиях и результатах творчества.

Дети – «Разрушители», получившие на детских арт-терапевтических группах опыт самостоятельного создания своего произведения или рисунка, увидевшие, как бережно относятся к нему ведущий и другие участники, начинают так-же заботливо относиться к результатам работы других людей, перестают портить чужие поделки, и ,что самое важное, могут перенести этот опыт за пределы арт-терапевтической студии в реальную жизнь.

Еще одно, очень помогающее в совместной творческой «жизни» с детьми, правило мы взяли из книг потрясающего педагога и арт-терапевта Елены Макаровой: «Все может быть Всем».

Автор отмечает, что избыток готовых игрушек и предметов для развлечения у современного ребенка приводит к отсутствию необходимости «сочинять» ему историю и возможности использования, тем самым приводя к оскудению детской фантазии. Другой известнейший педагог, Татьяна Бабушкина, называла этот процесс «распредмечиванием» окружающей среды.

Поэтому на занятиях с детьми педагогу, психологу, воспитателю важно отказываться от готовых наборов и игрушек и помочь «вспомнить» ребенку, как интересно и здорово создавать из нейтральных, «открытых» для творчества материалов (пластилина, соленого теста, бумаги, картона, цветного скотча, фольги, природных и бросовых материалов и т.д.). Ребенок, «догадавшийся», что старая мыльница может быть домиком, машиной, лодкой для кукол, фотоаппаратом, сундучком для хранения «сокровищ» уже не в такой степени будет зависеть от потребности все-время покупать новые и новые игрушки.

Это лишь некоторые творческие «принципы», о которых мы рассказываем детям на первых встречах. Очень важно и то, что их истинность и целесообразность ведущий обязательно будет обсуждать вместе с каждой новой группой.

Елена Абрамова, детский психолог, арт-терапевт.

Психологический центр обучения Оранжевое солнце
  • Обсуждение закрыто.

    Похожие материалы