Групповая арт-терапия и её различные упражнения направлены на то, чтобы помочь её участникам избавиться от различных нарушений, скорректировать их, а также понять причину возникновения имеющихся страхов и фобий.
В этой статье мы рассмотрим различные упражнения, которые применяют специалисты в ходе терапии.
Первая техника: Нарисуй настроение. Она включает в себя несколько упражнений, выполнять которые можно без какой-либо определённой последовательности.
Упражнение «Цвет настроения» используется для диагностики состояния клиента и зачастую применяется с целью создания арт-терапевтических групп пациентов со схожим эмоциональным настроем.
Для начала помещение, где будут проходить занятия, условно делят на 8 цветовых зон, в середине зоны располагая стул или пуфик подходящего цвета. Участникам предлагается прогуляться по получившимся зонам и выбрать ту, которая будет отражать его настроение. Таким образом собравшиеся самостоятельно разделятся на группы с разным количеством участников. Для того, чтобы «укрепить» группу, предлагают создать индивидуальные знаки – образы или символы, которые впоследствии используются для создания эмблемы. Далее члены группы обмениваются впечатлениями, общаются, а затем упражнение повторяется – возможно, кто-то захочет сменить свой цвет. Причины анализируется и обсуждаются.
Упражнение «Образы, пластика настроения». При выполнении используются пластилин и цветное тесто, показания для выполнения – агрессия, деструктивное поведение, страхи и фобии. Участники должны самостоятельно взять пластилин нужного оттенка, а затем слепить определённую форму, которая будет соответствовать теме. Это могут быть такие темы, как «Мой внутренний мир», «Моя душа» и т.д. После создания скульптуры участников объединяют в цветовые группы, каждый человек должен поделиться историей о своей скульптуре. Преимущество упражнения заключается в том, что все используемые материалы пластичны – а значит, человек сможет менять свою скульптуру в зависимости от своего видения темы. Лепка в принципе – это эффективное средство, которое помогает смоделировать новое «Я», продуктивные взаимоотношения, конструктивные способы поведения.
Упражнение «Раскрашивание чувств» проводится в несколько этапов. Первый – это раздача листочков участникам и просьба карандашом нарисовать абстрактные рисунки, которые станут прототипом самых ярких пережитых чувств. Название, суть рисунка пишется с обратной стороны. Далее участникам необходимо раскрасить нарисованное, выбирая цвет по внутренним ощущениям и ассоциациям.
Вторая техника: Рисование кругами. Она позволяет как начать, так и завершить курсы арт-терапии. Суть использования техники заключается в развитии спонтанности, умении расслабиться; она проясняет некоторые особенности человека, ценности, которыми он руководствуется, даёт представления взаимоотношениях участников терапии, формирует групповую сплочённость.
Для выполнения упражнений необходимо правильно разграничить пространство: для участников необходимо поставить большие столы (подойдут и парты), вокруг них расставляются стулья, стол психолога ставится напротив столов участников. В качестве художественных материалов используются карандаши и фломастеры, различные краски, скотч, вода, ластик.
Упражнение «Рисуем по кругу». Участники делятся на несколько групп, каждой из которых выдаётся по бумажному листу формата А4. Выбирается «зачинщик», который первый нарисует простой набросок или различные пятна или линии, далее наступает очередь следующего участника, и так по кругу. Получившийся рисунок обсуждается, каждый участник рассказывает о своей задумке, о вложенных посылах и эмоциях. Данное упражнение применяется для выяснения групповых отношений: нет ли явных противоречий между участниками.
Третья техника: Рисование деревьев. Эта методика способствует сплочению коллектива, устанавливает дружественные отношения между участниками, усиливает способности к эмпатии по отношению к другим. Здесь сочетается изобразительное творчество и музыка, что способствует проявлению открытости, стимулирует желание изучить свои проблемы, переживания.
Для выполнения упражнения необходимо разделить пространство на три зоны (круга): в первой зоне должно быть пусто, чтобы люди могли танцевать, двигаться; вторая зона – расставленные стулья, а третья – рабочая зона со столами. В качестве материалов берутся различные краски, бумага, а также диски с музыкальными композициями.
Для начала участникам необходимо устроиться поудобнее – присесть на стул или на пол, встать, выбрать любую из зон. Далее в игру вступает ведущий и даёт определённые команды. Например, он может сказать: «Прикройте глаза. Выберите любые цвета, звуки, мелодии и движения, которые соответствуют вашему состоянию в данный момент. Соберитесь в круг и постарайтесь детально описать возникшие ощущения».
На занятиях можно также активизировать визуальные, звуковые, кинестетические ощущения. Для этого необходимо поработать с образами – как правило, для этого берутся образы деревьев. Ведущий включает музыку и начинает красочно рассказывать о деревьях – где они стоят, как расположены, перечисляет их особенности и т.п. Задача участников – зарисовать свои ощущения после того, как закончится музыка, зафиксировать их на бумаге. Далее каждый участник рассказывает историю своего дерева – его планы и мечтания, его сны и характер, его мироощущение и пр. Упражнение позволяет людям раскрыться: через образ дерева они рассказывают о своих переживаниях.
Четвёртая техника: «Расскажи мне о себе». Суть упражнения достаточно проста: необходимо представить, что другие участники терапии – попутчики, путешествующие на одном поезде. Вы общаетесь и разговор заходит о здоровье и проблемах с ним. Важно дать совет – как можно справиться с болезнью, что бы вы сделали на месте больного?
Пятая техника: «Внутренний луч». Человек необходимо представить, что в его теле находится луч, способный анализировать деятельность органов или даже организма, выявлять различные нарушения и дисфункции. Участник терапии «включает» луч, изучает собственное тело, а после – анализирует ощущения. Главные вопросы: есть ли что-то, что меня беспокоит? Удовлетворён ли я своим здоровьем?
Групповая арт-терапия и её упражнения являются не только средством познания самого себя: своих чувств, эмоций, потаëнных страхов и беспокойств, она также выступает средством взаимодействия с другими людьми, повышения открытости, улучшения самооценки. Однако каждый специалист обязательно должен учитывать готовность того или иного человека к групповому формату занятий. В противном случае положительных результатов будет сложно добиться, а ведь это является самым важным.
Психологический центр обучения Оранжевое солнце
Добавить комментарий