Крайне популярным психологическим термином является сенсорная интегация. Данное понятие имеет под собой целую совокупность взаимосвязанных состояний, о которых далее пойдет речь. В данной статье мы разберем что такое сенсорная интеграция и зачем она нужна.
Зачастую термин сенсорная интеграция адресуют к детской возрастной группе, когда описывается принцип мышления и восприятия мира ребенком. Если смотреть на ситуацию в общем, то термин подразумевает под собой целый процесс, завязанный на нервной системе. Центральная нервная система (ЦНС) в процессе получения сигналов от всех органов чувств интерпретирует информацию особенным образом. Таким, чтобы она могла в последующем использоваться для выполнения целенаправленных действий.
Если говорить простым языком – то это процесс адаптации. То есть ребенок улавливает зрением, обонянием, слухом, тактильными рецепторами поток определенных данных, которые в процессе подвергаются обработке в ЦНС. Итогом данного процесса является определенное действие либо положение тела. То есть это адаптация к окружающему пространству.
По мере взросления сенсорная интеграция развивается. Ребенок совершенствует владение своим телом, обучаясь у взрослых и сверстников. Основной пик активности приходится на дошкольный период, когда малыш учится:
Однако, у некоторых детей происходят своего рода нарушения в процессе передачи информации. Чаще всего дефекты возникают на этапе обработки, когда поступившие данные от органов чувств обрабатываются неправильным образом.
Чаще всего явным признаком является нарушение координации в пространстве, так как центральная нервная система не в состоянии правильно интерпретировать полученную информацию. Это может выражаться, как в невольном подергивании конечностями, так и постоянными столкновениями с окружающими предметами, людьми.
Наличие дефекта становится очевидно, когда ребенок проявляет чрезмерную или недостаточную чувствительность к стимулам, поступающим со стороны органов чувств. Малыш может проявлять искреннюю неприязнь к занятиям, требующем работы мелкой моторики: лепка пластилином, рисование карандашом, игры с песком. Негативные эмоции связаны с отсутствием возможности правильного выполнения действий.
Родители смогут заметить первые признаки нарушений сенсорной интеграции, если малыш имеет слишком высокую либо низкую двигательную активность. Расстройство мышечного тонуса, плохая координация, общая неуклюжесть – все это является свидетельством наличия тех или иных нарушений. По итогу ребенок может значительно отдалиться от социума, воспринимать в штыки попытки завести с ним дружеские отношения. Также нередко симптомом является сильная задержка в развитии речевого аппарата и плохая концентрация внимания.
Во врачебном сообществе принято выделять два варианта течения нарушений сенсорной интеграции. Первым является «расстройство праксиса». Оно проявляется в неспособности ребенка удерживать в руках различные предметы. Чадо может с непосильным трудом завязывать шнурки, брать в руки карандаш, возникают проблемы с надеванием одежды. Также нередко болезнь проявляет себя несколько иным образом. В альтернативной ситуации ребенок не в состоянии выполнять однотипные движения правой и левой рукой/ногой. Данный нюанс связан с отсутствием координации между двумя частями тела.
Вторым заболеванием является «расстройство сенсорной модуляции». Здесь также существует два варианта развития событий. В первом случае поступающие от вестибулярного аппарата сигналы воспринимаются слишком активно. Как итог – малыш не в состоянии определить всю опасность того или иного действа. Нередко ситуация доходит до того, что при спуске с наклонной плоскости начинается истерика. Альтернатива – пониженная степень реагирования. Здесь же наоборот ребенок может не заметить прикосновения к телу либо боль из-за удара/пореза/ожога.
Описываемая симптоматика, без преувеличения, сильный удар для любого родителя. Достаточно сложно самостоятельно справляться с ситуацией, совершенно не понимая, каким образом ребенок воспринимает мир. Для этого были подготовлены определенные рекомендации, значительно упрощающие процесс воспитания:
Также многим помогает соблюдение четкого распорядка дня. Установка строгого режима позволяет выработать привычку. Организм начнет самостоятельно адаптироваться под многократно повторяемые действия, что приведет к улучшениям. Конечного же, стоит обратиться за помощью к врачу, специалисту.
Компетентный врач при сборе анамнеза сможет подобрать оптимальную методику лечения, отталкиваясь от существующих на сегодняшний день данных. Чем раньше родители обратятся за помощью к профессионалам, то больший эффект будут давать занятия. Специалист будет обучать ребенка правильно реагировать на окружающие его явления. То есть будет вырабатываться своего рода привычка.
Также интенсивная работа ведется с вестибулярным аппаратом. Специалист помогает ребенку совершенствовать мелкую моторику, обучает правильно воспринимать любые тактильные ощущения, стимулирует нервные окончания в ожидании правильной ответной реакции.
Если родители совместно со специалистом по сенсорной интеграции будут с заботой относиться к малышу, страдающему нарушениями сенсорной интеграции, то он сможет пойти на поправку.
В сегодняшней статье мы рассмотрели рассмотрели что такое сенсорная интеграция, чем она занимается. Узнали о распространненых отклонениях и что с этис делать. Надеемся статья была Вам полезна.
До скорых встреч!
Психологический центр обучения Оранжевое солнце
Добавить комментарий