Сенсорная интеграция для детей с ДЦП представляет собой процессы, которые отвечают за восприятие данных, получаемых ЦНС от различных органов чувств. Нередко случается так, что получаемая информация либо не обрабатывается, либо воспринимается не так. Ежегодно всё большее количество детей рождается с определёнными дисфункциями развития.
Методы сенсорной интеграции
Специалисты – эрготерапевты – занимаются коррекционной терапией с детьми младшего и среднего возраста, а также взрослыми. Их задача – помочь упорядочить ощущения, которые ребёнок получает извне, причём происходит это в игровой форме с применением специального оборудования. Последнее позволяет воздействовать на такие сферы, как: аудиальная, визуальная, кинестетическая, вестибулярная.
Суть сенсорной интеграции (СИ) заключается в том, чтобы помочь детскому мозгу получить необходимую информацию об окружающем мире, а также научить распознавать стимулы, которые оказывают воздействие на сенсорную систему ребёнка. В процессе занятий ребёнок знакомится с новыми чувственными ощущениями, начинает лучше понимать своё тело, учится эффективно обрабатывать поступающие сенсорные стимулы.
Преимущества СИ
Для начала мы предлагаем разобраться, на чём вообще строится сенсорная интеграция, какие принципы для неё характерны:
1) Развитие и обучение ребёнка невозможно без адекватной сенсорной активности; соответственно, её надо развивать.
2) Для того, чтобы ребёнок успешно проходил терапию, необходимо правильно замотивировать его, суметь заинтересовать, а также давать такие задания, которые он сможет решить и которые при этом не будут для него лёгкими.
3) Методы воздействия на сенсорную систему подбираются только специалистом, при том с особо тщательностью.
Сенсорная интеграция для детей с ДЦП пользуется огромной популярностью, поскольку позволяет:
· применять целостный терапевтический подход, то есть задействовать всю сенсорную систему;
· налаживать эффективный контакт внутри семьи;
· мягко воздействовать на характер ребёнка, повышая его самостоятельность;
· использовать СИ в терапии с детьми, имеющими тяжёлые когнитивные и нейрофизиологические дисфункции;
· позволяет дозреть сенсорным системам, что является частой проблемой при ДЦП.
СИ для детей с ДЦП
Нарушения сенсорной интеграции при ДЦП проявляются в том, что все сенсорные системы не созревают до конца, а потому нервная система не может выдавать адекватные реакции на поступающие сенсорные импульсы. В связи с этим перед специалистами стоит задача по решению когнитивных, поведенческих и нейрофизиологических проблем. Скорректировать поведение ребёнка и работу нарушенных процессов позволяет именно сенсорная терапия и всё оборудование, применяемое в ходе занятий.
В качестве помощников, которые позволяют ребёнку в игровой форме привыкать к различным касаниям, действиям и текстурам, выступают различные приспособления: например, специалист может использовать гамак, подвешенный валик, наклонную доску, тоннель, бассейн с шарами и многое другое.
Упражнения для обоняния
Специалисты в ходе терапии наблюдают за тем, какие импульсы обрабатываются нервной системой с трудом, и стремятся исправить это. Ниже мы рассмотрим основные упражнения, применяемые эрготерапевтами на занятиях.
Для того, чтобы развить обоняние, понадобится несколько простых предметов: необходимо взять несколько пластиковых ëмкостей, ватные диски, аромомасло, различные фрукты и ягоды. На ватный диск необходимо добавить несколько капель масла и убрать его в ëмкость. Подобные действия проделываются со всеми имеющимися ароматами. Затем ребёнку завязывают глаза, сажают за стол и поочерёдно дают понюхать ватные диски, а затем просят подобрать такой же аромат среди ягод или фруктов.
Упражнение «Помощь обезьяне» заключается в том, что ребёнку на запах необходимо определить съедобное и несъедобное. Для этого специалист берёт несколько стаканчиков, раскладывает по ним продукты и различные предметы.
Упражнения для зрения
Как правило, для того, чтобы улучшить работу органов зрения ребёнка, применяются самые разнообразные игры и задания. Например, ребёнок может:
· обводить контуры предметов;
· срисовывать (скопировать) предметы;
· смешивать краски;
· рисовать пальчиковыми красками.
Кроме того, в ходе занятий могут применять упражнения на развитие речевых функций:
· подражание звукам насекомых (пчëл, комаров);
· прищëлкивание языком с изменяющейся громкостью;
· чмоки губами;
· растягивание гласных звуков с открытым ртом, согласных – с плотно закрытым ртом.
Упражнения для слуха
Для того, чтобы заставить органы слуха ребёнка работать, специалисты предлагают выстукивать ритм (специалист его задаёт, ребёнок – повторяет). Можно применять столовые приборы, различные пластиковые и деревянные предметы. Кроме того, на занятиях можно пропевать мелодии – примитивные и не очень, те, с которыми ребёнок уже знаком или те, которые только предстоит изучить.
Многие родители интересуются, можно ли заниматься с ребёнком самостоятельно, в домашних условиях. Делать это можно, однако предварительно родители должны проконсультироваться со специалистом и посетить хотя бы несколько занятий, где эрготерапевт объяснит, какие упражнения можно использовать, что делать, если у ребёнка возникнут сложности, если он расстроится и откажется выполнять задания.
Сенсорная интеграция для детей с ДЦП является ключом к улучшению их жизни – она не только позволяет корректировать нарушения в работе систем организма, но и влияет на качество жизни ребёнка. После терапии он становится гораздо усидчивее и спокойнее, приобретает необходимые навыки общения, может самостоятельно играть и делать дела по дому. Если перед родителями стоит вопрос – заниматься самостоятельно или со специалистом, то необходимо выбрать первый вариант. Только обученные профессионалы знают, как правильно проводить терапию, чтобы состояние ребёнка не ухудшилось.
Психологический центр обучения Оранжевое солнце
Добавить комментарий