Нейропсихология речи является направлением, рассматривающим структурную связь функционирования мозга и поведенческими и психологическими особенностями индивида.
Какую роль выполняет речь
Пережитые локальные поражения мозга в первую очередь влияют на функции речи у тех людей, кто имеет неклинические формы дефицита либо несформированности деятельности психики. По сути, подобные поражения мозга приводят к афазиям, т.е. нарушениям работы речевого аппарата. Для того, чтобы определить нарушенную части речи и причины этого, специалисты должны изучить генезис и структуру речи, а также её функции, подвиды и тому подобное. Знать данную информацию необходимо не только для понимания первопричины и типа афазии, но и для разработки коррекционной стратегии.
Речь является одной из сложнейших форм высших психических функций (далее – ВПФ). Её характеризуют как подвижную, многозначную, связанную с остальными ПФ систему. Кроме того, речь участвует в реализации и формировании каждой формы психической деятельности индивида. Так или иначе она затрагивает их все.
Считается, что речь выполняет несколько ролей: является психическим процессом, реализующим психическую деятельность человека, а также является компонентом, который организует и связывает все прочие процессы психики.
Виды и функции речи
Все виды мышления – практическое, наглядное и асбтрактное – не осуществляются без присутствия речи. Например, наглядное мышление позволяет вычленить признаки воспринимаемых явлений и ситуаций , игнорируя несущественные и обобщая существенные. В абстрактном мышлении речь позволяет понять единство признаков и распознать их отличия друг от друга.
Виды речи подразделяют на три категории:
К основным функциям речи относят коммуникативную, регулирующую поведение, познавательную, обобщающую и номинативную. Все перечисленные функции взаимосвязаны и опосредуют друг друга. Получается, что, например, на основе определенной функции могут проявиться другие. Это работает и в обратном направлении.
Отдельно выделяют коммуникативную речевую функцию. Она осуществляется за счёт реализации выражений, сообщений и воздействий на себя и окружающих. Именно воздействие является той причиной, из-за которые человек общается – он хочет оказать воздействие на чьё-то поведение, мысли, чувства и так далее.
Согласно современным исследованиям, речь обеспечивают совместно работающие мозговые зоны коры головного мозга: заднелобные, нижнетеменные, височных, задневисочные-нижнетеменные-переднезатылочные. Именно они являются мозговой основой речи, названные специалистами речевой зоной коры мозга, и составляют психофизическую основу речи и речевой деятельности. Кроме того, все эти системы взаимосвязаны.
Речь как одна из мозговых функций
Наиболее важные сенсорные и моторные зоны, необходимые для речевых функций, содержатся в коре больших полушарий мозга.
Левое полушарие отвечает за способности к языкам, способности к речи индивида. Различные зоны речи осуществляют свою деятельность как один механизм. Они кооперируют речевые функции, запускают механизмы восприятия информации на слух и формирование вербально-речевого ответа. Таким образом, информация, полученная органами слуха, далее поступает в первичную слуховую кору. Затем идёт обработка данных, что позволяет понять смысл услышанного и сформулировать ответ. Зона Вернике, расположенная в височной области, является тем местом, где происходит обработка информации. Активизация зоны Брока позволяет сформировать речевой ответ при помощи волокон дугообразных пучков. Именно в этой зоне разрабатывается программа, по которой будет осуществлена артикуляция ответа. Её реализует моторная кора, выполняющая функцию регуляции лицевой мускулатуры. Именно так происходит процесс понимания слуховой информации, формулирование и выдача ответа.
Психофизиологическую основу речи составляет функциональная система. Она обеспечивает взаимодействие между различными анализаторными системами, среди которых есть речедвигательная и слуховая. Мозговую основу представлять собой совместная деятельность некоторых областей коры мозга.
Нейропсихология речи – важная область науки, позволяющая изучить и скорректировать дисфункции человеческого речевого аппарата.
Психологический центр обучения Оранжевое солнце
Добавить комментарий