Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Особенности психологической диагностики детей с расстройствами аутистического спектра

banner

Наиболее часто задаваемые вопросы от студентов и слушателей курсов повышения квалификации – «какими методиками диагностировать детей с РАС» и «параметры оценки развития психических процессов необходимо учитывать». С одной стороны, ответ прост – теми же методиками и методами, разработанными в детской психологии для исследования тех или иных психических функций, интеллекта и личности. С другой стороны, часто эти методики недоступны для осмысления аутичным ребёнком на этапе предъявления инструкции. Однако при наблюдении за его поведением, при общении с ним и из опроса родителей видно, что ребёнок способен выполнять многое.

Например, он не может выполнить субтест Векслера «недостающие детали», но вне теста с лёгкостью дорисовывает отсутствующие части предметов в детских прописях, а также дополняет нужные детали в конструировании. Это свидетельствует, что в целом он способен вычленять части и целое, выделять фигуры из фона, но затрудняется выполнять формализованные инструкции, что потребует от специалиста дополнительных размышлений.

 Учитывая расхождения между требованиями выполнения инструкций по классическим тестам и  практическими возможностями детей с РАС специалистам важно, прежде всего, задать вопрос себе, «а что я хочу получить от процесса диагностики»? Если тестирование проводится в так называемых «утилитарных целях», то есть для прохождения медико-социальной экспертизы (МСЭ) или психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), тогда, как правило, применяются классические методики из разряда: тест Векслера, предметная классификация, проективные рисуночные тесты и т.д.

Но в этом случае мы получаем весьма ограниченные данные о развитии и способностях ребёнка с РАС. Зачастую, заключение по результатам классических методик сводится к фразам: «недоступно для выполнения», «не делает», «отсутствует», «нарушено» и почти никогда не встречается, а что ребёнок может, чего достиг, за счёт чего адаптируется.

На мой взгляд, самое ценное в процессе диагностики – это увидеть и понять механизм сохранных звеньев психической деятельности ребёнка с РАС, научиться видеть ребёнка как целостного человека, а это возможно только при условии, что он нам интересен и мы ему интересны.

В связи с этим, в первую и в главную очередь необходимо хотеть общаться с ребёнком. Все жалобы на развитие и поведение ребёнка должны обсуждаться в его отсутствии, то есть сбор анамнеза и опрос родителей, лучше осуществлять до непосредственной встречи с ребёнком и не допускать обсуждения его возможностей и особенностей в процессе.

Помнить, что контакт  бывает не только вербальным и визуальным, но ещё и телесным и /или опосредованным предметами, что трудности его установления не всегда связаны с избеганием общения ребёнком, а обусловлены тревожностью и напряжением специалиста и родителя.

Сопоставлять полученные данные при проведении методик и тестов с теми возможностями, которые ребёнок демонстрирует в свободной деятельности.

Например, чтобы выявить возможности развития движений и действий можно понаблюдать, как ребёнок поднимается и спускается по ступенькам, пользуется-ли он приставным шагом или переставляет ноги и насколько устойчиво он это выполняет. Это даст нам информацию о развитии координации, состоянии вестибулярных ощущений и мышечно-суставного чувства. Для этого хорошо иметь небольшую горку или специальные лесенки, тогда обследование будет выглядеть как игра и не вызовет сопротивления.

Способность выполнять движения пальцами и кистями рук хорошо видно при манипулировании различным сенсорным материалом. Предложив ребёнку на выбор коробки с сыпучими, жидкими или тягучими материалами, можно увидеть особенности развития тактильной сферы, что предпочитает, чего избегает, к чему относится спокойно. Здесь же можно отследить пользуется-ли ребёнок ложкой или совочком и как он это делает, есть ли у него «пинцетный захват», подстраивает – ли он позу кисти и пальцев под предмет.

Особенности зрительно-предметного восприятия хорошо просматриваются как в общем контексте поведения, выделяет или не выделяет игрушки, яркие предметы, а так же в специально-подготовленных сенсорных коробках.

Если проведение стандартизированных методик невозможно в силу каких-либо причин, необходимо дать подробную описательную характеристику возможностей ребёнка с учётом закономерностей созревания нервной системы, психофизиологических и психологических аспектов.

Психологический центр обучения Оранжевое солнце
  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Похожие материалы