Психологический центр обучения
"Оранжевое солнце"

8 (343) 20-10-220

Возможности арт-подхода в педагогической, психологической, психотерапевтической практике

В настоящее время арт-терапия является одним из самых интересных и динамично развивающихся подходов в современной психологической, психотерапевтической, педагогической практике. Арт-терапевтическими приемами и техниками интересуются педагоги-психологи, педагоги школ и ВУЗов, преподаватели декоративного творчества, менеджеры по персоналу крупных компаний и бизнес-тренеры. Гибкость и недирективность метода позволяет трансформировать арт-терапевтические методики и упражнения в соответствии с задачами, которые ставит перед собой ведущий. Кроме того, работа с изобразительными материалами, возможность реализовать свой творческий потенциал делает арт-подход очень привлекательным для участников арт-сессий.

Главные плюсы арт-терапевтического метода вытекают из его базовых характеристик – метафоричности, «триадичности» и ресурсности.

Арт-терапия метафорична, так как основана на созерцании, создании, трансформации и осознавании образов и символов. «Как рисуем – так живем», и каждый созданный рисунок, арт-объект, инсталляция будет отражением его создателя. Существует и обратная связь, и на символическом уровне меняя что-то в восприятии проблемы, участник арт-процесса может «увидеть» и ощутить позитивные изменения всей системы.

Арт-терапевтические упражнения ориентированы не на поиск «дефекта» и его устранение, а на обретение клиентом возможности восстановить доступ к своим собственным ресурсам и возможностям. Как выразилась одна из клиенток на заключительной арт-терапевтической сессии: « Я будто вспомнила тропинку к своему собственному Морю, которую я всегда знала, но почему-то забыла».

«Триадичность» арт-терапии основана на том убеждении, что вместо привычного в психотерапии диалога « психотерапевт – клиент» в процессе работы с образами работает триада « клиент – арт-терапевт – арт-продукт или произведение искусства». При этом тот рисунок (коллаж, скульптура, инсталляция…), которую создал клиент, является не побочным результатом процесса и не декоративной поделкой «для украшения», а полноценным «участником» обсуждения, материалом для анализа и символом желаемых изменений.

Кроме этого, одним из побочных эффектов арт-терапевтической работы является развитие творческих способностей и повышение самооценки. Особенно это заметно в терапевтических, развивающих детских и подростковых группах. Дети интуитивно понимают, что им предлагается не создание рисунка или «поделки» по образцу, а возможность в символической форме «поговорить» о них самих, о том, что для них важно, что их пугает, волнует или радует. Поэтому со временем, когда устанавливается доверие между ребенком и психологом, можно увидеть, с каким удовольствием дети бегут к нему на занятия.

Развитие «творческого» мышления в детском возрасте особенно актуально, потому-что умение мыслить креативно, «по-другому» у ребенка распространяется не только на ручной труд. Творческий подход помогает решать разные задачи разными способами, в отличие от «репродуктивного» мышления, на формирование которого ориентированы сейчас большое количество обучающих программ в детских садах, школах и центрах детского развития. Продуктивный стиль мышления может быть новаторским, приводящим к новым выводам и открытиям, в отличие от заучивания «готовых» знаний и стереотипов.

При этом арт-терапевтические упражнения и техники не имеют строгих возрастных границ и противопоказаний, они широко используются в работе с разными возрастными группами, от маленьких детей до людей преклонного возраста.

Еще одна важная особенность метода – возможность сочетать его с различными направлениями и теоретическими подходами в современной психологической и психотерапевтической практике. Арт- метод может быть основным и вспомогательным, прекрасно сочетаясь, например, с телесно-ориентированными и танцедвигательными, трансперсональными техниками, символдрамой, психоанализом, гештальт-терапевтическим подходом и пр., поэтому любой практикующий специалист сможет при желании использовать его, «обогатив» свою практику.

Психологический центр обучения Оранжевое солнце

Обсуждение закрыто.

Похожие материалы