Арт-терапия для детей с РАС

Арт-терапия для детей с РАС необходима, если у ребёнка имеется заболевание аутистического типа. Она позволяет оказать психологическую помощь и заниматься коррекционной работой совместно с применением медикаментозного лечения. Кроме того, арт-терапия позволяет воздействовать как на комплексные проявления симптомов, так и на отдельные.

Что понимают под арт-терапией?

Арт-терапия является одним из видов психологической помощи, основанной на погружении ребёнка в мир искусства и творчества. Она проводится под чутким руководством специалиста – он либо проводит занятия, либо консультирует родителей. Целью применения подобной терапии является приобретение умений и нацеленность на конкретный результат.

Арт-терапевтические приёмы позволяют организовать процессы занятий так, чтобы у ребёнка снижалась эмоциональная нагрузка. Творческая работа зачастую принимает вид игры, таким образом вызывая у ребёнка чувство безопасности и комфорта, доверия к психологу и другим лицам, задействованным в процесс обучения. Творчество позволяет ребёнку выразить свои желания, потребности и мысли – всё то, что он не может объяснить. Поэтому одним из эффектов занятий является снижение тревожности.

Основным правилом при проведении арт-терапии является не эстетичность и красота выполненных работ, а сосредоточенность на обучении ребёнка самовыражению и проговариванию своих эмоций и волнующих проблем. Важно подобрать тот вид творчества, который будет нравиться ребёнку, не вызывать негативных эмоций.

Все представленные ниже методики развивают у детей-аутистов фантазию, учат концентрации. Работа с кистями, мелкими деталями и различными фактурами позволяет развить мелкую моторику рук. Кроме того, даже начальные стадии творчества полезны для ребёнка – он учится держать предметы, развивает усидчивость и дисциплину.

Выбор вида арт-терапии

Стоит заметить, что большинство людей думает, что арт-терапия заключается только в рисовании. Однако это не так, к ней относят следующие направления творчества:

Подбор вида терапии зависит от ребёнка, то есть подбирается индивидуально. Задачей психолога является разработка способа заинтересовать ребёнка и не дать ему потерять интерес – рутинные действия не дают детям полноценно погрузиться в процесс терапии, поэтому часто специалисты добавляют что-то новое в занятия.

Необычная среда позволяет снизить контроль сознания и снять защитные блоки с ребёнка. Это – тот результат, к которому стремится специалист, оказывающий психологическую помощь ребёнку.

Применение различных новых методик должно удовлетворять детским возможностям – нужно подбирать относительно простые методики. Используемые техники должны быть разнообразны, приятны и призваны развлекать. Если ребёнок испытывает отрицательные эмоции вроде раздражения, злости, недовольства собой, то методика подобрана неправильно.

Кроме того, безопасность условий, в которых работает ребёнок, должна стоять на первом месте. Они должны настраивать на рабочий лад, способствовать активности и самовыражению, что позволит повысить познавательную активность.

Согласно рекомендациям специалистов, педагогическая коррекция при помощи арт-терапии является действенным способом борьбы с РАС. Корректное определение уровня зрелости всех психо-физических показателей позволит подобрать методику и разработать план коррекционной работы. Творческие методики вроде рисования позволяют изучить цвета, карандаши и иные предметы – научат счёту и позволят выучить цифровой ряд.

Как проводят арт-терапию?

Как и многие другие виды терапии, арт-терапия может проходить как индивидуально, так и в групповом формате. Для обеих форм занятий были разработаны инструкции:

1) Американский терапевт по имени Николь Мартин создал методику по ведению групповых форм арт-терапии. Она используется для работы с детьми-аутистами во многих развивающих центрах;

2) План индивидуальной формы занятий был разработан специалистами университета Маккуэри и заключается он в оказании ранней педагогической помощи ребёнку.

При том обе вышеперечисленных формы должны быть простыми, безопасными, креативными и необычными. Длительность каждого занятия составляет 10-30 минут и является оптимальным – так ребёнок не переутомляется, сохраняет концентрацию и сохраняет интерес к занятиям. Также необходимо предоставить малышу свободу выбора материалов и техник, в которых он хочет работать. Специалисты призывают отказаться от использования лишь одной техники и вносить в коррекционную работу новые методики.

Обучение работе с новыми материалами

В первую очередь, при работе с новыми формами техник необходимо дать инструкции ребёнку. Перед этим необходимо установить с ним контакт, доверительные отношения – ребёнок охотно примет указания и советы от авторитетной персоны. Также можно показывать всё на собственном примере.

Во вторую очередь, начинайте с заданий, не требующих строго соответствия правилам. Свободные методики, например, работа акварелью по мокрой бумаге, позволят детям самовыразиться, не ограничивая себя.

В-третьих, арт-терапевтические методики основаны на повторении. На каждом последующем занятии разбираются и повторяются упражнения, применяемые на предыдущих. Важно, чтобы эти упражнения ребёнок делал с удовольствием.

Арт-терапия для детей с РАС предполагает наглядность и лаконичность, так как у детей с аутистического типа заболеваниями нет абстрактного восприятия, и понять ненаглядные формы и сюжеты им трудно. Специалисты обязаны принимать во внимание возможности ребёнка и не требовать от него больше, чем он может. Кроме того, дети имеют собственные желания и предпочтения, с которыми арт-терапевт должен считаться. Терапия искусством не только учит детей работать в группе и взаимодействовать с другими, но и развивает независимость ребёнка от взрослых.

Психологический центр обучения Оранжевое солнце
  • Обсуждение закрыто.

    Похожие материалы