Нейропсихологическая диагностика у детей

Каждый ребенок дошкольного возраста должен ежегодно проходить профилактический медосмотр. Это необходимо для того чтобы определить соответствие развитие организма возрастным критериям. Таким образом при обнаружении каких-либо отклонений их удается вовремя скорректировать.

Отслеживанием развития ребенка занимаются ряд специалистов: педиатры, ортопеды, офтальмологи, стоматологи, хирурги, неврологи и психиатры. Каждый специалист отслеживает динамику развития какой-либо определенной системы. 

Отслеживать развитие нервной системы должны неврологи и психиатры. Невролог наблюдает за неврологическими нарушениями: уверенно ли двигается ребенок или он зажат, присутствует ли тремор, нормально ли говорит малыш. Психиатр в свою очередь отслеживает психические отклонения: СДВГ, ЗПР, умственное развитие.

Для выявления выраженных нарушений развития нервной системы посещения невролога и психиатра вполне достаточно, но что делать, если какие-либо не являются патологиями, но при этом вызывают опасения? Например, ребенок может говорить, но очень скудно, подвижен, но при этом крайне неуклюж?

Дело в том, что невролог и психиатр ничего не могут с этим поделать – их задача выявлять патологи, и в данном случае они могут только успокоить родителей тем, что со временем ребенок «перерастет» данные особенности.

Такие особенности действительно со временем могут пройти сами собой, но это случается далеко не всегда. И если к моменту похода в школу подобные отклонения сохраняются, это может стать серьезным испытанием как для родителей, так и для ребенка. 

Высшие психические функции организма, то есть память, внимание, мышление – все они зависят от развития головного мозга и, соответственно, развиваются вместе с ним. При каких-либо отклонениях в развитии головного мозга так же страдают и высшие психические функции. Так, например, в один момент можно обнаружить, что ребенок в возрасте семи лет ведет себя как пятилетний: не может ровно усидеть за партой, отказывается слушать учителя, капризничает. 

Родителям необходимо понимать, что крайне важно следить за гармоничным развитием высших психических функций ребенка, а для этого недостаточно посещать психиатра и невролога. Также недостаточной мерой будет отдать ребенка в подготовительную дошкольную группу. Наилучшим решением будет посещение нейропсихолога, который способен точно определить развитие каждой отдельной функции и соответственно заняться коррекцией, если у ребенка все-таки есть какие-то проблемы.

Небольшой пример

Для большего понимания того, как малейшие отклонения в развитии могут сказаться на речи, давайте разберем из чего она состоит.

Речь – весьма сложная функция, состоящая из ряда прочих:

Для того чтобы научить разговаривать самому, ребенку необходимо различать звуки, начиная от простых шумов и заканчивая речью.

Одной способности воспринимать звуки недостаточно, необходимо в должной мере контролировать мышцы рта и языка, чтобы самостоятельно что-либо произносить.

После того как ребенок научится произносить отдельные звуки, он должен учиться складывать их в слоги и слова. 

Чтобы научиться говорить ребенок должен быть способен запоминать услышанное. Дети учатся у родителей, наблюдая и запоминая то, что они говорят. Если данная функция нарушена, то нормальная речь невозможна.

Но мало запомнить услышанное, крайне важно воспринять сам смысл слов. Только так речь может быть использована по прямому назначению. В противном случае слова будут складываться не в четко выраженную речь, а в словесное месиво.

Подведем итоги

Гармоничное психическое развитие является крайне важной составляющей общего развития ребенка. Даже малейшие нарушения имеют самые серьезные последствия. 

Очень важно посещать нейропсихолога, который вовремя сможет определить отклонения, после чего дать необходимые советы родителям малыша и заняться коррекцией. Своевременное реагирование на негативные процессы позволит справиться с проблемой и обеспечить нормальное развитие ребенка в будущем.  

Психологический центр обучения Оранжевое солнце
  • Обсуждение закрыто.

    Похожие материалы