Нейропсихология личности изучается на протяжении многих лет и вскоре станет отдельным научным направлением. Очаговые мозговые патологии, опухоли, травматические и сосудистые поражения способны вызывать изменения в личности, поэтому данное направление особое внимание уделяет повреждениям и дисфункциям головного мозга.
Отечественная нейропсихология пользуется несколькими подходами к изучению личности, каждый из которых основан на разработке рабочей модели личности, которая бы рассматривала наиболее важные компоненты психики человека, влияющие на включенность человека в пространство межиндивидуальных связей.
У нормальной личности должны отмечаться целостная эмоционально-волевая сфера, способность адекватно себя оценивать, иерархичность мотивов, даже при том, что некоторые гностические функции, к которым относят память и речь, могут быть нарушены (но без ущерба для личности).
Специалисты выявили, что изменения личности происходят в основном при поражении переднего отдела коры и подкорковых мозговых образований.
Первый подход опирается на следующую идею: люди, подвергшиеся тяжёлой дисфункции и утратившие возможность общаться с окружающими, делиться своим состоянием, воспринимать поступающие данные, по сути создают условия для личностной реакции, которая выступает катализатором острых нарушений личности, влияет на её структуру, смыслообразующие мотивы поведения, отношение к себе и к социуму. Поэтому задачей специалистов выступает анализ состояния пациентов – их личного опыта, восприятия нарушения, самооценки, взаимодействия с окружающими.
Второй подход относят к области нейропсихоанализа, задача которого – изучение церебральных механизмов бессознательно протекающих процессов. К ним относят состояния аффекта, влечение, интраперсональный конфликт, психологическую защиту и тому подобное. В дополнение к этому, нейропсихоанализ изучает личностное функционирование, разбирая их на моделях разного рода мозговых патологий. Данный подход опирается на положения, разработанные Фрейдом, а также применяет когнитивно-поведенческую, интегративную и биопсихосоциальную модели.
Предметом изучения нейропсихологии личности выступают высшие психические функции, к которым относят:
Например, опытным путём специалисты выявили, что шизоидные и шизиотипические расстройства личности имеют несколько характерных особенностей. Рассмотрим их:
1) На глобальное личностное функционирование в первую очередь влияют передние отделы больших полушарий мозга, так как из-за нарушений их работы функции программирования и контроля не могут выполняться в полной мере;
2) У пациентов, имеющих подобные дисфункции, отмечается неспецифический нейропсихологический симптомокомплекс. Имеющиеся нарушения сочетаются между собой: например, симптомами могут быть нарушения произвольной регуляции деятельности, сниженный объём памяти, пространственные расстройства. Вышеперечисленную симптоматику связывают с адаптацией/дезадапиацией человека;
3) Нейрокогнитивные дисфункции также типичны для шизотипических расстройств личности. Было выявлено, что пациенты имеют нарушения деятельности конституционально-уязвимой оси, невербального акустического гнозиса, а также зрительно-предметного и оптико-пространственного восприятия.
Таким образом, было установлено, что шизиотипическое расстройство личности в большинстве случаев выражается в нейрокогнитивных нарушениях. Кроме того, в отличие от пациентов, страдающих от шизоидных расстройств, для данного заболевания характерна когнитивная симптоматика, которую связывают с дефицитом функций задних отделов левого мозгового полушария.
К симптомам относят парафазии, аграмматизмы, номинативные ошибки, затруднения в понимании трудных логических и грамматических конструкций.
Дефицит функций левого полушария является одной из важнейших промежуточных особенностей шизотипии, т.е. выступает характерной чертой шизотипии и шизотипических заболеваний. Помимо вышеназванного,
данные характерные особенности являются предпосылками психоза, которые можно выявить уже в раннем возрасте.
Нейропсихология личности на современных этапах является сферой, которая пока мало изучена, но имеет перспективы стать полноценным научным направлением. Изучение личности, понимание специфики возникающих личностных нарушений, изучение взаимосвязей церебральных дисфункций в зависимости от их локаций – то, на что направлена личностная нейропсихология. Задача этой области на данный момент – это диагностика и восстановление высших психических функций, которые позволят накопить опыт в данной сфере и расширить знания об этой области.
Психологический центр обучения Оранжевое солнце
Добавить комментарий