Психологический центр обучения
"Оранжевое солнце"

8 (343) 20-10-220

Детская арт-терапия: назад в будущее.

«Я положил всю свою жизнь на то, чтобы понять, как рисует ребенок»
Пабло Пикассо
 

Родители ребенка, проявившего интерес к рисованию или лепке дома, стараются побыстрее найти творческую студию или преподавателя. Ведь считается, что «талант надо развивать» и без специалиста должным образом организовать занятия дома не получится. Детская арт-терапия может помочь в этом.

В каждой школе, детском саду, частном или государственном центре развития существует большой выбор направлений, ставящих своей задачей именно «творческое» развитие ребенка. Работают огромное количество студий декоративного творчества и художественных школ рисунки и поделки участвуют в выставках, существуют талантливые и креативные педагоги – фанаты своего дела… Но достаточно ли таких занятий? Что сами дети ждут от погружения в творчество и какой глубинный смысл кроется в нем?

Мы знаем, что на протяжении всей истории развития человечества занятия творчеством, украшение предметов быта и создание декоративных, не несущих бытового смысла объектов было очень важным для человека. Рисунок на стене пещеры или украшенная затейливым узором каменная статуэтка не помогут выжить, не обеспечат пищу и убежище. Но они могут подарить уникальное ощущение чувство Со-творения, полета фантазии, ощущение себя свободным и всемогущим. Очевидно, что занятие творчеством является необходимым для становления человеческой психики, важным этапом развития ребенка.

Рисование как речь. Процесс или результат?

Детская арт-терапия

Пространство игры или рисования – единственное место, где ребенок может перестать быть зависимым от мира взрослых и устанавливать свои правила. Рисуя или создавая авторскую поделку, он может пробовать и ошибаться, все ломать и начинать заново. Он рисует свою злость или обиду, наказывает виновных, становится волшебником или супергероем… В спонтанном детском творчестве ничего не статично, все изменяется, миры рождаются и гибнут, их автор не ставит себе задачу «поймать и зафиксировать» мгновение. Самый частый результат спонтанного творчества детей до 3-4 лет – большое серо-бурое пятно посреди листа (все краски смешал), иногда еще и с дыркой посередине, лепки – бесформенный комок пластилина непонятного цвета – мир погиб, история закончилась.

Все дети до определенного возраста в своем творчестве ориентированы не на результат (картина для выставки, поделка в подарок и т.д.), а на процесс исследования. Они изучают физику и химию, когда смешивают разные краски и материалы, дизайнерами, когда учатся создавать композиции… но самое главное, – они становятся рассказчиками, Авторами своей истории. Можно многое понять про рисунок и про его автора, если относиться к художественному творению ребенка не как к предмету украшения, а как к высказыванию, «речи».

Об этом мы, взрослые, живущие в мире, где прежде всего важен результат деятельности, часто забываем, ожидая ребенка с «приятным для глаза» рисунком в коридоре изостудии. Поэтому любые попытки «творчески развивать» своего ребенка, предлагая ему готовые шаблоны для подражания, результатом которых становятся 30 одинаковых рисунков на стенах коридора детского сада, занятием творчеством по сути не являются. И не так принципиально, обучение ли это в образовательном учреждении или у высокооплачиваемого педагога «с именем», – повторение чужой идеи, чужого сюжета не дает возможности ребенку узнать свои возможности и глубину своего воображения. Известный исскуствотерапевт Александр Цвелик называет раскраски «убийцами творчества». Готовые наборы для лепки или шитья с инструкцией, раскраски, задания по принципу «нарисуй, как на картинке» – все это не больше, чем тренажеры для развития моторики, связанные с творчеством только тем, что и там, и там используются карандаши и краски.

Творчество как самолечение.

Помимо развития фантазии изучения материалов детское спонтанное рисование выполняет еще одну очень важную функцию – оно помогает регулировать, менять свое состояние и настроение. Почти все дети до школьного возраста обладают такой супер- способностью, – с помощью творческого погружения помочь себе выровнять свое состояние самостоятельно, снизить напряжение или тревогу, выразить свое отношение к ситуации так, как невозможно пока еще сделать это с помощью речи.

Ребенок, чье умение помогать себе с помощью рисования или лепки не было утрачено, может справляться с напряжением, лепя и ломая, разрезая фигурку или хаотично закрашивая большие листы бумаги черной краской. Нередко после подобной терапевтической работы он приходит к способу решить какие-то свои задачи, находит другие способы реагирования, ресурсы. Задача взрослого (педагога, психолога) – не запрещать «негативные», по его мнению проявления состояния , а поддержать, создав условия для безопасного отреагирования чувств.

Возможности детской арт-терапии.

Арт-терапия является уникальным методом лечения, психокоррекциии и развития, основанным на занятиях изобразительным творчеством. При профессиональном использовании ее методы и техники помогают клиенту найти доступ к своим собственным ресурсам, обладают огромным стимулирующим, поддерживающим, развивающим действием.

В работе с детьми и подростками потенциал арт-терапевтических практик трудно переоценить, – они подходят для помощи маленьким детям и подросткам, детям, имеющими особенности здоровья, плохо владеющим речью. Бывают ситуации, когда совместное творческое переживание является единственной возможностью найти и удержать контакт .

Развивающий и терапевтический потенциал творческого процесса слишком значим, чтобы сводить его к простому перерисовыванию работ и механическому повторению действий взрослого. Детская спонтанная работа – это Мостик в удивительный, неповторимый мир ребенка, его приглашение присоединиться к нему в путешествии и исследовании.

Знание арт-терапевтических основ и принципов (отношение к ребенку как к главному эксперту своей работы, безоценочное отношение и др.) могут помочь любому специалисту, работающему с детьми, выстроить с ними особые, развивающие отношения. Ребенок же, понимающий, что Взрослый, который занимается с ним, не рассматривает его как одного из многих, но хочет «поговорить» с ним о нем самом, о том, что важно и интересно именно для него, платит сторицей. А те открытия, рассуждения, идеи, которые рождаются в результате такого подхода, радуют и удивляют намного больше, чем любая безупречно срисованная картинка для выставки. Вот такая вот она – детская арт-терапия!

Психологический центр обучения Оранжевое солнце

Обсуждение закрыто.

Похожие материалы