Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ

banner

Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) по понятным причинам имеет свои нюансы. В данной статье будут разобраны методики терапии, её польза, эффект и механизмы действия.

Арт-терапия является лечением искусством, одним из видов творчества, применяемых в психологии. Целью терапии является воздействие при помощи терапии на детей с ВОЗ, имеющих внутренний разлад, трудности с коммуникацией и социализацией. Данная методика используется при наличии дисфункций, связанных с эмоционально-личностным развитием, ЗПР, речевых, слуховых, зрительных, двигательных нарушениях.

Арт-терапия применяется для решения нижеперечисленных вопросов:

Принципы действия арт-терапии

В специальных литературных изданиях, написанных К. Ханнадорфом, Т.Г. Визилем, О.А. Скрябиной, О.А. Мотанцевой, раскрывается суть процессов арт-терапии. Правое полушарие мозга отвечает за восприятие образов, полную обработку поступающих сведений, и тесно взаимодействует с ритмами, чувствами, интуицией, движениями, теми процессами психики, которые протекают бессознательно. До семи лет у ребёнка доминирует именно правое полушарие, так как оно развивается в первую очередь. Левое же, отвечающее за рациональность и логику, развивается после, и выполняет функции исполнителя. По сути, левое полушарие организовывает процессы анализа и синтеза поступивших данных (при наличии перевёрнутых полушарий их функции меняются). В центральной точке полушария связываются мозолистым телом – узлом окончаний нервов. Оно отвечает за обеспечение совместной работы нервных окончаний, что влияет на качество, чёткость и цельность мышления. При наличии функциональных и системных расстройств  в организме влияние арт-терапии приходится на правое полушарие мозга. Происходит это через «здоровые образы», возникающие из-за передачи ассоциаций, движений и ритмов. Мозолистое тело транспортирует все данные в левое полушарие, создавая нейронные связи, восстанавливая и налаживая процессы мозговой деятельности ребёнка. Таким образом проводится щадящее лечение и исправление имеющихся нарушений.

Типы техник, применяющихся в терапии

Методы и подходы арт-терапии могут носить вспомогательный и лечебный, активный и пассивный, групповой и индивидуальный характер.

К вспомогательным методикам относят психодраматические сессии художественную и творческую деятельность (терапию рисованием и музыкой, терапию с глиной и песком), библио- и музыкотерапию. К лечебным относят сказко-, игро-, цветотерапии. Методики, используемые в ходе терапии, отличает безопасность, экологичность и доступность. Поэтому использовать методики могут как сами специалисты, так и родители детей с ОВЗ.

Активные методики подразумевают самостоятельное создание предметов искусства путём использования различных материалов и предметов. В процессе занятий развиваются способности к творчеству, речевые функции, мелкая моторика, воображение, чувство эстетики. Кроме того, активные методики положительно воздействуют на физическое состояние ребёнка, укрепляя его организм.

Пассивные методики предполагают анализирование и интерпретацию уже существующих творческих работ.

Примеры методик, применяемых в ходе терапии

Арт-терапия при работе с детьми с ОВЗ имеет важное значение. Она позволяет скорректировать имеющиеся дисфункции развития личности, используя внутренние ресурсы ребёнка, такие как саморегуляцию и самоисцеление. В ходе терапии дети раскрепощаются, начинают чувствовать собственную значимость, находят в себе положительные качества, учатся взаимодействовать с людьми и окружающим миром. Умения, полученные в ходе терапии, остаются с ребёнком на долгое время, стимулируя его продолжать творческую деятельность, общаться с другими и жить в гармонии с самим собой.

 

Психологический центр обучения Оранжевое солнце
  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Похожие материалы