Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Основы нейропсихологии

banner

Основы нейропсихологии содержат знания о том, почему каждая личность имеет свои особенности поведения, как они связаны с психическими процессами и что на них способно влиять. В этой статье мы разберём, на чём психология базируется.

Анатомия головного мозга

Различные эксперименты позволили выявить, что анатомия головного мозга способна влиять на психическую деятельность человека. Дело в том, что нематериальная психика тесно связана с головным мозгом, и когда в последнем изменяется функциональная клеточная активность коры мозга – возникают разнообразные дисфункции, связанные с поведенческими реакциями. И они же влияют на то, насколько адекватно организм реагирует на окружающий мир.

Таким образом было установлено, что нейроны мозговой коры оказывают влияние на высшую психическую деятельность. В психологических кругах эта информация дала понять, что иногда истоки поведенческих расстройств могут крыться во вполне материальных причинах – таких, как деятельность головного мозга.

Системная динамическая локализация

Каждая личность является самобытной и неповторимой, поскольку характеризуется индивидуальными психическими функциями. Кроме того, особое значение личности придают различные индивидуальные характеристики вроде памяти, внимания, мышления, речевой активности и эмоций.

Отдельные клеточные структуры взаимосвязаны посредством нейронов – они ответственны за создание устойчивых функциональных блоков, благодаря которым человек может адекватно реагировать на раздражители, идущие извне. Особенность нейронных связей заключается в том, что они могут образовываться между самых разнообразных отделов, ведь психические функции не имеют определённой анатомической локализации.

А. Лурия предложил пересмотреть понятия симптома и функции – он пришёл к мнению, что для определения основы (базиса) высшей нервной системы необходимо уделить внимание синдромам, функциональным системам и нейропсихологическому фактору.

В связи с этим фактом было разработано новое направление изучения – оказывается, блоки мозга могут быть и структурно-физиологическими.

Три структурно-функциональных блока

Как известно, человеческий мозг является сложной системой, в которой различные процессы должны протекать чётко и без сбоев. За высшую нервную деятельности отвечают сразу три интегрированных мозговых блока, каждый из которых является звеном в едином процессе. Соответственно, различные нарушения какого-либо из блоков влияют на работу систем – случаются сбои и патологические изменения. Именно из-за этого для осуществления любой психической деятельности так важно, чтобы все три функционально-структурных блока работали последовательно:

Таким образом становится понятно, что блоки головного мозга являются единой интегральной системой, работающей с максимальной эффективностью – даже больше, чем у современного компьютера, поскольку звенья здесь являются пластичными и могут взаимозаменяться.

Для формирования связи между звеньями важны оба типа факторов: и внешние, и внутренние. Особенность интегральной системы состоит в том, что она не является чётко обусловленной, что расширяет возможности её исследования медиками и педагогами.

Мозговые полушария

Человеческий мозг осуществляет свою деятельность как единая система, состоящая из двух полушарий. Каждое из них ответственно за выполнение разных задач, однако между ними существует определённая взаимосвязь – без неё невозможно воспроизводить психические функции. Расщепленный мозг признается неполноценным, поскольку патоморфологические и функциональные изменения способствуют появлению патологических расстройств.

Левое полушарие мозга ответственно за логические процессы и математические способности. Речевой центр позволяет понимать и воспроизводить слова и предложения, а его деятельность – общаться с другими людьми, обмениваться опытом и знаниями. Дисфункции определённых частей левого полушария приводят к афазии – утрате возможности воспроизводить и понимать речь даже после того, как она уже была сформирована.

Правое полушарие связано с творческими способностями, ассоциативной деятельностью и интуицией. Как правило, те люди, у которых отмечается большая активность правой части мозга, склонны проявлять интерес к различным видам творчества.

Нейропсихологические факторы

Нейропсихологический фактор является основной структурно-функциональной единицей, способствующей работе психических функций. Несколько таких факторов носят название нейропсихологического синдрома.

Интерес к нейропсихологическим факторам обусловлен тем, что они говорят о взаимозаменяемости нейронов мозга. Различные звенья, из которых состоит функциональная система, различаются по жёсткости и пластичности, но несмотря на это нейроны осуществляют так называемую взаимопомощь, то есть заменяют друг друга.

Важность гнозиса и праксиса

Мы уже упоминали о структурных блоках мозга – благодаря им человек способен получать и обрабатывать поступающую из окружающего мира информацию. Гнозис как раз-таки ответственен за познавание данных различными способами: зрительным, слуховым, обонятельным, вкусовым и тактильным. Наиболее активен он в молодости (юности).

Современные реалии таковы, что информация находится повсюду и её поток безумно быстр, а это значит, что гнозис работает на постоянной основе. Когда гнозис работает со сбоями, возникает дисфункция – агнозия, характеризующаяся нарушением узнавания ранее знакомых лиц и объектов.

Праксис же отвечает за действия и практическое применение полученных знаний. Приведём пример: для успешного выполнения бытовых или профессиональных действий необходимо, чтобы определённые зоны лобных долей активно функционировали. Если в них происходят различные нарушения – личность не может выполнять обыденные действия.

Считается, что полноценное существование человека и его саморазвитие возможно только в том случае, если мозговые полушария скоординированы между собой и нормально взаимодействуют.

Основы нейропсихологии объясняют зависимость тех или иных психических функций от процессов, протекающих в головном мозге, и позволяют понять, где искать причины возникающих дисфункций.

Психологический центр обучения Оранжевое солнце
  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Похожие материалы