Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Что делать если ребёнок не строит предложения

banner

Что делать, если ребёнок не строит предложения? Этим вопросом задаётся большинство родителей, как только ребёнок становится достаточно взрослым. Некоторые бьют тревогу напрасно, требуя от малышей слишком многого, а некоторые слишком поздно замечают какие-либо проблемы в речевом развитии ребёнка.

Возрастная норма

Согласно общепринятым специалистами нормам, в 2-2,5 года ребёнок должен уметь общаться развëрнутыми фразами. В этом возрасте малыши знают порядка 250 слов, которые они могут воспринимать, анализировать и реагировать на них. Буквы различаются и произносятся хорошо, за исключением сонорных «л», «р», а так же шипящих звуков. Кроме этого, ребёнок должен понимать различия между вопросами «что», «где», «куда», уметь правильно задавать их и отвечать.

По сравнению с более ранними периодом, малыши начинают развиваться – они запоминают своё имя, отзываются на него и могут ответить, как их зовут; различают близких, могут подражать голосам некоторых птиц и животных, копировать манеру речи любимых героев и так далее. Помимо этого, речь обогащается различными прилагательными: красивый, яркий, вкусный и т.п.

В зависимости от пола ребёнка возможны небольшие колебания в развитии речи. Как правило, это буквально несколько месяцев для всех малышей, но стоит учитывать и тот факт, что мальчики могут отставать от девочек от 1 до 5 месяцев, и это тоже является вариантом нормы.

За работу речевого аппарата отвечает мозг, а точнее – согласованная работа обоих мозговых полушарий. Эмоционально-образная сфера, пространственное мышление, развитая интуиция – все умения и навыки, за которые отвечает правое полушарие. Левое же ответственно за рационально-логические составляющие мышления. Позднее развитие у мальчиков – по сравнению с девочками – происходит по той причине, что пучки нервных волокон, которые соединяют между собой полушария, гораздо тоньше, чем у девочек. Поэтому развитие происходит медленнее и занимает больше времени.

При отсутствии различных мозговых и психических дисфункций ребёнок с помощью специалиста сможет преодолеть речевые трудности.

Как понять, что у ребёнка возникли трудности

До 2-2,5 лет ребёнок может говорить так, как привык и как удобно ему. Некоторые слова могут заменяться на обозначения их звуков («собака» – гав-гав), могут придумываться собственные вариации слов («пельмени» – пимени) и это не будет являться критической ошибкой. Однако если малыш не может составлять простые предложения, состоящие из 4-5 слов, то у родителей есть обоснованный повод для беспокойства.

Для задержки речевого развития характерен небогатый словарный запас (до 20 слов), незнание обозначений большинства предметов обстановки и даже частей тела: например, ребёнок не может показать, где находится шкаф или тумба, не распознаëт знакомые предметы, не показывает по просьбе язык и т.д.

Помимо всего вышеперечисленного, о трудностях с освоением речи могут говорить следующие проблемы:

Причины проблем с речью

Задержка речевого развития – достаточно серьёзная проблема, которая возникает у многих современных детей. Родителям стоит знать, что ЗРР зачастую – не самостоятельное заболевание, так проявляют себя некие отклонения в здоровье малыша. Это могут быть и нарушения деятельности мозга, и дисфункции ЦНС, и генетические, и психические расстройства.

Нормальное становление речи может нарушаться по следующим причинам:

Коррекция нарушений

Как правило, взрослые считают, что с задержкой речевого развития работают только логопеды, но это распространённая ошибка. Однако каждый логопед – это педагог, а не врач, он учит правильному произношению звуков, но не помогают стимулировать речь, не могут объяснить причину возникших нарушений и устранить их.

Всем вышеперечисленным занимаются невропатологи, психиатры, детские психологи. Для установления причины задержки развития речи проводятся различные диагностические обследования, анализируется работой мозга. Иногда для устранения нарушений требуются лишь коррекционные занятия, иногда – медикаментозное лечение.

Лекарственная терапия позволяет простимулировать работу нейронов, в связи с чем повышается активность речевых зон. Различные виды терапии назначаются только лечащим врачом и проводятся под его строгим надзором. Помочь своему ребёнку преодолеть имеющиеся трудности могут родители – с ребёнком необходимо часто и много заниматься, развивать уровнем его психического развития. Можно нанимать педагогов, можно заниматься самостоятельно, но только после консультации со специалистом – логопедом или дефектологом.

На вопрос, что делать, если ребёнок не строит предложения, нет универсального ответа. Каждый родитель должен понимать, что существуют возрастные и половые особенности, исходя из которых и стоит оценивать речь ребёнка. Самое главное, что может сделать каждый родитель – это уделять развитию малыша достаточно времени, сил и внимания.

Психологический центр обучения Оранжевое солнце
  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Похожие материалы