Эго состояния о Берну

Эго-состояния по Берну относятся к трансактному анализу, на который опираются многие психологи. Данный анализ помогает найти истоки проблем, связанных с общением.

За основу трансактного анализа взяты три эго-состояния личности, которые напрямую влияют на поведенческую психологию, жизненный уклад и здоровье. Иногда «управление» человеком переходит от одного состояния к другому, в зависимости от того, какая возникает ситуация. Рутинные действия, совершаемые ежедневно, относятся к эго-состоянию «родитель». В случае непредвиденных ситуаций контроль отходит к эго-состоянию «взрослый». Утренняя прогулка, любование природой, чувства умиротворения и счастья – это состояние «ребенок».

В любом человеке должен сочетаться баланс всех трёх эго-состояний. Основную часть времени зрелого человека занимает состояние «взрослый». Если же доминирующими являются состояния «ребенок» или же «родитель», это накладывает отпечаток на поведение и мироощущение человека. Поэтому контроль над личностью большую часть времени должен принадлежать состоянию «я-взрослый», и только непродолжительное время человек может входить в состояние «я-ребенок» либо «я-родитель». Подавление этих состояний ведёт к неадекватному восприятию себя, недостатку искренних эмоций и общей эмоциональной перегрузке.

Я – родитель

Данное состояние, по сути, является копированием родительского поведения. Человек мыслит, чувствует, делает то же, что на его месте сделали бы родители. «Родитель» по Берну отвечает за совестливость, машинальное выполнение каких-либо действий, повторение заученных из детства фраз и даже реакций. Подобное состояние зачастую «включается», когда человек воспитывает ребёнка. Он выдаёт родительские реакции и правила, но применяемые уже не к нему, а к его ребёнку. Важно научиться выходить из этого состояния, понимать, что все мысли и чувства идут из детства, а не являются истинными.

Если эго «родителя» занимает лидирующую позицию среди всех состояний, это приводит к определенным последствиям. Например, человек привыкает контролировать себя и своих близких, видит причины неудач в первую очередь в самом себе.

Я – ребёнок

Берн считает данное состояние самым ценным, так как оно сохраняется до самой старости и так или иначе есть практически у каждого человека. Эго-состояние захватывает контроль над поступками и мыслями человека, но проявляется оно редко. Восторженность, упрямость, любовь к творчеству и всему новому – проявление этого состояния.

Эго «ребенок», занимающее лидирующую позицию, способно доставить человеку множество проблем. Например, в случае неудачи человек обвиняет всех, кроме себя; перекладывает ответственность на других. Частое пребывание в состоянии ребёнка может привести к психосоматическим заболеваниям, так же как и подавление данного состояния в принципе. Важно найти золотую середину, которая позволит сохранять трезвый ум в трудных ситуациях, но позволит непосредственно радоваться мелочам и приятным событиям жизни.

Я – взрослый

Это состояние является главной составляющей зрелого человека, так как позволяет адекватно оценивать и реагировать на всё происходящее, применять опыт, учиться на ошибках. Человек, живущий в состоянии «я-взрослый», живёт настоящим моментом, открыт к обмену информации с миром и другими людьми.

Однако если застрять в состоянии взрослого надолго, человек потеряет вкус и интерес к жизни. Стоит изредка отдавать контроль внутреннему ребёнку или родителю, но не предаваться этим состояниям слишком часто, так как это ведёт к появлению неврозов.

Человек, желающий добиться баланса между эго-состояниями, должен:

Эго-состояния по Берну – это совокупность разных состояний, возникающих в тот или иной момент жизни. Грамотная работа с этими состояниями не только позволяет найти причину всех поведенческих проблем и реакций, но и пересмотреть взгляды на жизнь.

Психологический центр обучения Оранжевое солнце
  • Обсуждение закрыто.

    Похожие материалы