Арт-терапия для семьи. Упражнения

Арт-терапия для семьи содержит упражнения, которые позволяют не только поработать с негативными чувствами, часто возникающими ссорами и различным выражением плохого поведения, но и позволяют сблизиться, узнать лучше о желаниях и мыслях членов своей семьи.

Арт-терапия – это сравнительно новый психотерапевтический метод, использующий в качестве лечения и коррекции психики все творческие процессы и приёмы. Упражнения, представленные в игровой форме, позволяют диагностировать физические и душевные травмы и состояния, проработать их и излечить. Ребёнок, нашедший самовыражение в творчестве, избавляется от страхов и напряжений, чувства зажатости и робости.

Проблемы, рассматриваемые арт-терапевтами

В первую очередь арт-терапия позволяет:

Упражнения для семьи

Упражнение 1. «Ладошки». Данное упражнение осуществляется с использованием музыки. Членам семьи необходимо закрыть глаза, вытянуть реки перед собой вверх ладонями. Вспоминайте ласковые, приятные слова, и мысленно отправляйте их своему ребёнку вместе с улыбкой. Арт-терапевту необходимо подойти к одному из родителей, соприкоснуться ладонями, а затем спросить: «Опишите свои ощущения. Изменилось ли ваше состояние в какой-либо момент? Чему способно научить данное упражнение?».

Вывод: малыши любят тактильные ощущения, особенно со стороны членов своей семьи. Им необходимо чувствовать внимание и заботу. Когда один из родителей прикасается к ребёнку, никто не может прервать их контакт. Это упражнение даёт нам понимание, что любовь родителей способна сделать ребёнка счастливой, если он будет испытывать её и чувствовать на себе. Нашей задачей является проявление любви к ребёнку, согревание его в трудные моменты жизни.

Упражнение 2. «Ребёнок под солнечными лучами». Для выполнения данного упражнения необходимо раздать белые листы и цветные карандаши. В центре листа рисуется круг, вносится имя ребёнка, а затем рисуются солнечные лучи. Каждый луч символизирует характерные черты ребёнка. Арт-терапевт предлагает подумать, что получилось на рисунке и рассказать о своём ребёнке. Суть упражнения состоит в том, чтобы донести до родителей мысль, что их ребёнок как солнце – яркий, тёплый, и любить его нужно просто за то, что он существует.

Упражнение 3. «Завершите фразу». Данное упражнение выполняется в спокойной обстановке, каждый родитель должен продолжить следующие фразы:

Суть упражнения заключается в том, что родители должны понять, что являются примером для их ребёнка. Наше поведение и поступки дети видят, запоминают и копируют. Поэтому нужно делать добро. Дайте понять ребёнку, что делать кого-то счастливым – это здорово, весело и повышает настроение.

Упражнение 4. «Враги и помощники». Родителям совместно с детьми необходимо придумать, какие душевные качества являются помощниками человека, а какие – врагами. Например, помощниками могут выступать доброта, терпеливость, уважение, а врагами – гордыня, жадность, капризность и т.п. Родители должны ответить на вопросы, какие душевные качества они ценят в человеке, какие качества характерны для современных детей и почему.

Помощники позволяют ощутить душевное тепло, достичь взаимопонимания, доверия – это поможет создать благоприятные условия для эмоционально-нравственного формирования личности.

Враги характеризуют отношения внутри семьи: безразличие к проблемам других, равнодушие негативно влияют на поведение ребёнка.

Упражнение 5. «Добрые советы». Обсудите с ребёнком его поведение и придумайте помощников, которые повлияют на его поведение. Например, пусть ребёнок подумает, как он хочет, чтобы с ним вели себя люди, и придерживается такого же поведения. Продумайте советы, которые положительно повлияют на жизнь, например: помощь попавшим в беду, уважительное отношение к старшим и т.д.

Упражнение 6. «Душа ребёнка». Для его выполнения необходимо взять цветную бумагу, нарисовать на нём сердце и вырезать его. На сердце нужно написать, каким качеством Вы хотели бы наделить ребёнка. Посмотрите на него и подумайте, насколько чиста и красива душа ребёнка и насколько легко её испортить. И если это так просто сделать, то подумайте над созданием комфортной атмосферы дома, в которой бы ребёнок чувствовал себя безопасно и спокойно.

В заключительной части арт-терапевты предлагают нарисовать семейный герб – ладонь каждого из родителей обводится на цветной бумаге и вырезается. На ней они пишут свой ответ на вопрос «что лично Я делаю, чтобы мой ребёнок стал счастливым?». Позже ответы для наглядности крепятся на плакат, имеющий форму сердца. Этот плакат будет означать чистое и сияющее родительское сердце, которое заботится о своих детях, оберегает их и поддерживает, вне зависимости от их поведения и характера.

Арт-терапия для семьи и упражнения для неё хорошо сближают, позволяют провести психотерапевтические сеансы в комфортной и весёлой атмосфере.

Психологический центр обучения Оранжевое солнце
  • Обсуждение закрыто.

    Похожие материалы