Терапия творчеством в работе с детьми: сенсорное «счастье»

Пройдите опрос и узнайте, чем Вам может помочь арт-терапия




Если Вы ответили "Да" хотя бы на один вопрос, то Вам точно подходит арт-терапия

Одна из самых популярных подборок фотографий в Интернете, посвященных детским «проказам» та, на которой изображены дети, перемазавшие краской себя, большой кусок стены или пола, или, еще «веселее», экран огромного телевизора, собаку или младшего брата. Что интересно, эти фотографии не имеют конкретной «географии» – такие фото можно найти на «страничках» родителей из разных стран мира.

Зачем они это делают? Ведь не с целью же досадить родителям и вынудить их долгое время потом отмывать счастливого «художника»? То, что почти каждый ребенок будет пробовать рисовать на себе, раскрашивать лицо, руки и ноги, говорит о том, что за этим поведением стоит важная познавательная потребность.

Если посадить двухлетнего ребенка на большой лист бумаги и дать ему краски, можно будет увидеть, что малыш будет с равным восторгом и интересом покрывать краской себя и пространство вокруг. Он еще не выделяет себя и не отделяет от своего рисунка. Для маленьких детей первые опыты рисования пока не ставят целью создать образ, художественное «высказывание». Это момент знакомства с новым, дающим огромные перспективы самовыражения материалом, попытка телесно «прочувствовать» его, «присвоить» его возможности.

Пройдет время, и ребенок научится создавать «высказывания» через рисунок, осознает символические возможности изображения. С этого момента и до 7 лет начнется «золотой этап» детского рисунка, когда рисование и творческие эксперименты становятся важнейшим, наряду с речью, способом самовыражения и даже саморегуляции. Но переход на этот этап невозможен без глубокого «знания» и полученного в результате многочисленных сенсорных проб и экспериментов самостоятельного опыта работы с материалом (красками, глиной, соленым тестом, песком и др).

Известный театральный художник Александр Васильев, отец знаменитого на всю страну телеведущего и историка моды, писал в своих воспоминаниях, что самый главный вопрос любого Художника – «А что, если?».

Детям это убеждение хорошо знакомо, для них эксперимент всегда главнее продукта, они изначально «процессники», а не «результатники». Самый частый результат свободного без давления взрослого, рисования у младшего дошкольника – серо-буро-коричневое пятно во весь лист, образовавшееся от смешения всех красок, иногда еще и с дыркой посередине. Мою дочь в три года настолько увлекли эти «дырЫ» в бумаге, что она создала целую галерею картинок, в каждой из которой разными кисточками и красками были протерты дырки.

Именно поэтому часто проваливаются попытки педагогов на занятиях изобразительного мастерства выдать детям новый материал и сразу – же «получить» в конце занятия готовое изделие. Забыв про тему занятия « Лепим народную свистульку из глины», дошкольник может часами мять, растирать, крутить, давить, резать, рвать и снова соединять кусочки глины.

Трудно переоценить ту глубокую и часто непонятную для взрослого человека интеллектуальную работу, которой он занят в это время: он сам, в первый раз, самостоятельно проводит физические опыты, пробует, оценивает результат и пробует снова.… Если набраться терпения и, не вмешиваясь в процесс «общения» с материалом, обеспечивать ребенка достаточным  его количеством  и временем, то, спустя определенное время дети начинают сами, без «образцов» лепить или рисовать.

У всех это время разное, иногда, по меркам нетерпеливых взрослых, очень длительное. Есть дошкольники, которые могут по полгода возиться с соленым тестом, просто смешивая и разминая его, пока рядом более «быстрые» ровесники уже вовсю лепят. Но и цена этим работам, в отличие от «неживых» поделок и рисунков,  велика! Это ведь его, личное Открытие, к которому он пришел сам.

Елена Макарова в своей самой известной книге «Как вылепить отфыркивание» рассказывает о своем маленьком ученике, который в течение года на занятиях лепкой резал стеком пластилин на маленькие брусочки. Под давлением родителей, ожидавших «поделок», педагог попыталась «подтолкнуть» его и вместе с ним начать делать что-то другое. В книге описаны переживания гениального педагога в связи с тем, что таким образом она «вторглась» во внутреннюю работу ребенка…

Сенсорное «проживание», «чувствование» материала является  фундаментом, без этой большой «ступени» практически невозможно развиваться дальше и овладеть всеми лечебными и символическими возможностями рисования и лепки. Поэтому почти все дети, и малыши, и школьники, в одно из первых своих занятий в пространстве арт – терапевтического кабинета начинают раскрашивать себе руки или лицо, с огромным удовольствием покрывать краской большие куски бумаги или оргстекла, размазывать краску пальцами и ладонями. Это очень классные, хотя и «переживательные» для некоторых любящих чистоту родителей, моменты – видеть, как городские, живущие в почти стерильных условиях дети и подростки возвращают себе это сенсорное удовольствие, право «играть» с материалом и не беспокоиться о результате.

Важно научиться беречь и уважать право ребенка на его личную «встречу» с возможностями воды, песка, текстурой угля, мелка или гуаши, ощущениями от куска пластилина, глины, теста для лепки в руках.

В условиях большого города, где лето длится всего пару месяцев, а в остальное время существует табу на «игры с грязью», мы стараемся максимально дать возможность «насытить» сенсорный «голод» ребенка, давая ему возможность играть с сыпучими и пластичными материалами, водой, красками максимально долго.  Опыт показывает, что творческие «высказывания», которые рождаются после такого опыта, отличаются поразительной глубиной, яркостью и выразительностью. И, что самое важное, вызывают у своих «авторов» сильные чувства гордости и радости самостоятельного Открытия.

 

Елена Абрамова, детский психолог, арт-терапевт.

Психологический центр обучения Оранжевое солнце
  • Обсуждение закрыто.

    Похожие материалы