В каком возрасте учить ребёнка читать

Каждый родитель рано или поздно задумывается – в каком возрасте учить ребёнка читать? Как сделать так, чтобы ребёнок был абсолютно готов к школе, но при этом не перенапрягался и обучался согласно своим возрастным особенностям?

В этой статье мы разберем, какого мнения придерживаются специалисты, полезно ли раннее обучение чтению и когда в принципе можно начинать занятия.

Мнение специалистов

Процесс обучения – достаточно сложное дело, поэтому многие родители придерживаются самых разных точек зрения. Например, некоторые считают, что начинать обучение нужно как можно раньше, другие – что делать это нужно тогда, когда ребёнку самому станут интересны занятия.

Специалисты считают, что ранние занятия с ребёнком вредны, поскольку детский мозг формируется до определенного возраста, однако затягивать с началом занятий не стоит: всё должно соответствовать возрастному развитию. Например, созревание определенных частей мозга, ответственных за органы речи, слуха и зрения, окончательно формируются примерно в возрасте пяти лет. Соответственно, начинать занятия можно уже в этом возрасте.

Раннее обучение: за и против

Чтение в раннем возрасте на самом деле скорее полезно ребёнку, поскольку в школу он придёт уже начитанным, проявляющим любопытство и способным запоминать изученные материалы. Но занятия необходимо проводить постоянно, постепенно увеличивая время.

Задача родителей – не толкать ребёнка к чтению, а медленно и плавно развивать к нему любовь. Пусть малыш сам подбирает литературу, читает в удобном ему темпе. Единственное, что следует запомнить – все будущие школьные успехи ребёнка зависят от того, будет ли он любить чтение и как быстро он сможет читать.

Основная проблема обучения детей заключается в том, что многие из них читают медленно, по слогам, зачастую либо забывая прочитанное, либо не понимая смысл.

Для развития интереса и любви к чтению родители могут:

· тренироваться в техническом чтении;

· самостоятельно читать ребёнку в раннем возрасте, чтобы помочь развиться воображению и чувству родной речи.

Как понять, готов ли ребёнок к занятиям

Как правило, понять, что ребёнок уже может начинать читать, достаточно просто: он должен уметь свободно разговаривать, строя полноценные предложения, интересуется литературой, уже познакомился с буквами, не имеет серьезных проблем с речью. Если у ребёнка имеются какие-либо логопедические проблемы – он должен либо заниматься со специалистом, либо, если проблемы несерьëзные, заниматься под надзором родителей, которые в любой момент смогу исправить произношение и научить правильной речи.

Многие специалисты считают: важно, чтобы ребёнок умел определять звуки в словах и распознавать их. Таким образом получается, что сначала учат звуки, затем уже – буквы, чтобы при прочтении слов получалось не «бэокс», а «бокс».

При занятиях важно, чтобы у ребёнка сохранялся интерес, поэтому ставить жёсткие рамки нельзя.

Методики обучения

Обучение можно проводить по-разному, методики обычно разделяются на группы:

1) При помощи Азбуки. Использование книги, где каждой букве соответствует определённая картинка, путём наглядности позволяет упростить учебный процесс, но начинать обучение с Азбуки нельзя, поскольку ребёнок легко может запутаться.

2) При помощи Букваря. В букварях также присутствуют картинки, но особенность заключается в том, что все буквы сначала составляют слоги, а уже затем – слова.

Для того, чтобы разнообразить и упростить учебный процесс, могут применяться различные предметы: кубики или коврики с буквами, напечатанный и вырезанный алфавит.

Обучение словам и слогам

Некоторые родители процессе обучения используют различные методики и предметы: например, для изучения слов используются кубики, разнообразные карты, которые можно использовать даже в раннем возрасте. Однако есть более простой и интересный способ подготовки ребёнка к чтению: занятия-игры.

Независимо от возраста все дети любят играть. Некоторым из них сложно сосредоточиться на книге, некоторые просто их не любят, поэтому обучение в процессе игры выступает альтернативой. Родитель самостоятельно может придумать игру с использованием подручных средств. Пусть ребёнок составляет слова из кубиков или магнитиков, ищет сокровища, составляет слова из палочек.

Для того, чтобы играть в «Поиск клада», нужно заранее подготовиться: из разноцветного картона нужно вырезать буквы и разместить их по всей квартире, когда ребёнка не будет рядом. Когда он увидит буквы, родитель должен сказать: эти буквы – подсказки, которые помогут добраться до небольшого подарка, который надёжно спрятан. Совместно с родителем ребёнок должен обойти квартиру, разыскать все буквы и чётко произнести их, а также назвать несколько слов, которые начинаются с найденной буквы.

Любое занятие с ребенком не должно начинаться с истерик и слëз, поэтому родителям важно позаботиться не только о том, чтобы объяснить ребёнку всю пользу, но и подумать над тем, как разнообразить занятия и заинтересовать малыша. Главное – не заставлять ребёнка заниматься, поскольку так он быстро потеряет интерес и всегда будет ассоциировать обучение с чем-то плохим. Необходимо проявлять терпение, не ругать малыша, а подсказывать ему, делать упор не на скорость освоения навыков, а на качество.

В любом случае, в каком возрасте учить ребёнка читать, каждый родитель решает самостоятельно. Необходимо посмотреть на готовность ребёнка к занятиям, возможно – почитать специальную литературу, чтобы понять это, возможно – обратиться за помощью к воспитателю или логопеду

Психологический центр обучения Оранжевое солнце
  • Обсуждение закрыто.

    Похожие материалы